Главная » 2014 » Ноябрь » 10 » “Медаль за город Будапешт”- семейная реликвия и ключ к познанию истории войны/ Образец родословного исследования к 70-летию Будапештской бит
12:27
“Медаль за город Будапешт”- семейная реликвия и ключ к познанию истории войны/ Образец родословного исследования к 70-летию Будапештской бит

13 февраля 2015 г. дочь маршала Р.Я. Малиновского собирает потомков участников штурма Будапешта. (Отец Натальи Родионовны командовал Вторым Украинским фронтом, внесшим основной вклад в победу над противником в этой битве). Вход в зал будет организован по паролю: «На груди его светилась Медаль за город Будапешт». Кроме предъявления награды, потомкам участников сражения рекомендовали принести фотоснимки своих предков в Будапеште 1945 г., другие семейные реликвии.
Реликвия – это вещь, с которой связана легенда. Нет легенды – нет реликвии, а есть просто дорогая или дешевая вещь, товар… Тему «Семейная родословная» развивают многие, а вот тему «Семейная реликвия» поднял Игорь Котов. Он организовал ряд выставок в Музее Великой Отечественной войны в Москве на Поклонной горе. Честь ему и хвала.
Каждый желающий участвовать в выставке мог представить свои реликвии. Среди них: конторские счёты, логарифмическая линейка, свидетельство о рождении предка (выданное 200 лет назад), мундир участника русско-турецкой войны, фотоснимки первых Героев Советского Союза, спасавших челюскинцев, подлинную карту обороны Москвы, составленную кремлевскими курсантами в 1941 г., награды предков и т.п.
Речь пойдёт о боевых наградах, которые нередко можно увидеть в продаже на развалах блошиного рынка в одном ряду со значками советской эпохи. Можно сказать, что рейтинг наград упал одновременно с рейтингом семейных ценностей и семьи в целом. Бороться против такого «трёнда» просто необходимо.
При подготовке к собранию потомков Будапештской битвы события и вещи легендировались мною также и в целях создания методического пособия для молодёжи при работе с наградами предков, чтобы желающие смогли написать свою легенду и представить свои раритеты на очередную выставку «Семейная реликвия». Помним. Гордимся. Храним.
Итак, легенда.
Когда звучит песня, про покорившего «три державы» солдата, на груди которого «светилась медаль за город Будапешт», обычно вспоминаю занесённую снегом сибирскую деревню и свое детское желание разобраться с семейной реликвией – отцовскими наградами. Их всего четыре.

Эта, за что? А эта?
Единственно, с медалью «За взятие Будапешта» всё было ясно, – надпись на лицевой стороне (читать я уже умел) объясняла суть подвига, а дата – 13 февраля 1945 г., нанесенная на обратной стороне, говорила, когда он был совершен.

Была даже фотография, сделанная в Будапеште всего через неделю (20-го февраля), – в этом её историческая ценность. На ней отец стоит с другом на фоне палатки, где они жили. У обоих сержантов поза победителей, левая рука на поясном ремне, правая в кармане. На втором снимке, 3 марта 1945 г. – отец стоит один с велосипедом на фоне увитого плюющем здания (интересно, что за дом, и на какой улице современной столицы Венгрии). Эти два фото сделаны по просьбе победителей одним и тем же профессиональным фотографом – венгром.

С другой медалью дело было немного сложнее, но после объяснения вполне понятно. Отец объяснил, что медаль с профилем главнокомандующего Сталина «Наше дело правое – мы победили», вручали всем фронтовикам: «За победу над Германией». Где бы ты ни был: воевал на передовой или в обозе варил кашу бойцам или же был переводчиком в штабе армии: вот тебе медаль на память! Так обозначалась и поощрялась лепта каждого ветерана войны в общую победу на супостатом.
Следующая на колодке медаль «За отвагу» – (она на груди отца в Будапеште в 1945 г.). Много позже, один фронтовик, случайный знакомый, просил меня отдать ему «За отвагу», – она особо ценилась у ветеранов войны. Просьба была высказана в 1977 г, на свадьбе родственницы в селе Самойловка Красноярского края. Он рассказал свою Одиссею. Его войсковая часть была разбита противником в бою в самом начале войны на территории Белоруссии. Оставшийся в живых личный состав был рассеян, остался без командования. Солдат зашёл к жившим в тех местах своим родственникам, которые, не сочли долгом его укрыть, а спасая себя, вскоре выдали полицаям. Так он попал в немецкий плен. Его освободили наши войска в 1945 г. Государственные органы подвергли репрессиям как добровольно сдавшегося в плен. Отбыл положенный срок в лагерях, но считал себя незаслуженно наказанным. Ходил на праздничные победные мероприятия, страдая, поскольку его не признавали ветераном войны. Медаль ему нужна была, чтобы заслужить уважение в обществе. Тогда в 1970-х годах фронтовики в стране ценились примерно так, как сейчас талантливые приватизаторы государственной собственности. Сам глава государства Л.И. Брежнев был фронтовиком, изрядно «понюхавшим пороху». Награду «За отвагу» я не отдал, случайному человеку, соседу по столу на свадьбе своей тётки Сочневой Тамары, считая, что это память об отце. А после того разговора с бывшим пленным солдатом, как он представился, ещё больше стал ценить реликвию.
Четвертый на колодке знак, орден «Славы III степени» – солдатский. Дети фронтовиков помнят еще одну песню на слова пота В.Сергеева про военные ордена.
Солдат в атаку шел не за награду,
Но велика награды той цена…
Во имя чести воинской и правды,
Фронтовики, наденьте ордена!
Ордена надевали по праздникам и годились ими. Шили детям военную форму и надевали им свои ордена. Есть у меня фото, на фоне картинок с птичками и детскими стишками, в военном кителе и бурках из шкуры дикого козла. Сейчас двухлетний ребенок с орденом «Славы» смотрится забавно. Тогда это было в порядке вещей. Заодно на перспективу и воспитательный момент закладывали повзрослевшему человеку – напоминание о подвигах отцов, когда посмотрит свои детские фото.

Прошли десятки лет, рассказ отца забылся в деталях. Сейчас, накануне 70-летия Победы, опять, но на новом уровне осмысления, захотелось узнать, за что же он, гвардии старший сержант, за участие в каком сражении Великой Отечественной войны, до Будапештской битвы, получил орден «Славы III степени» и медаль «За отвагу». А спросить-то уже не у кого…
И тут мне помогла как раз она, – «медаль за город Будапешт». К ней приложено удостоверение с печатью. А подписал его командир 18-й гвардейской гаубично-артиллерийской бригады большой мощности полковник Коротеев.

Я подумал: Это же ключ! По названию войсковой части можно выйти на подлинные исторические документы. Все архивные фонды по нашим войскам периода Второй мировой войны хранятся в Подольском центральном архиве Министерства обороны России.

Еду в Подольск, – это рядом с Москвой, записываюсь в архив и получаю по своей заявке фонд документов 18-й гвардейской ГАБР. И тут перед моим взором открылась не только информация о наградах отца, открылся весь боевой путь этого воинского соединения и через его призму, в целом история нашей победы. Шаг за шагом.
У 18 ГАБР БМ оказался в наличие большой фонд архивных документов. Все аккуратно переплетены в фолианты, каждый лист пронумерован. Особый интерес представлял «Журнал боевых действий». Его писал каждый день всю войну один и тот же человек майор В.Р. Нос. Красивый разборчивый почерк. Схематические рисунки по ходу повествования. Таблицы ведения огня артиллерией, потери: «погибли в боях за Родину:…», «ранены в боях за Родину». Взятые с боем города разных стран. Однажды бригада, гаубицы которой стреляют за 20 км. вышла впереди своей пехоты. Разведка подвела.
Вот, таким образом, военная песня, а потом семейная реликвия, сподвигли меня на изучение истории великой войны и, следовательно, истории своей страны. А мужики должны знать войну прошлую, чтобы быть готовыми к войне предстоящей, – они частенько бывают в истории. Жизненно необходимо учитывать опыт прошлых поколений.
Что же я узнал?
Узнал, что 18-я гвардейская гаубично-артиллерийской бригада большой мощности была сформирована в 1943 г. из артиллерийских частей прошедших Сталинградскую битву. Потом она участвовала в Ленинградской битве, при снятии блокады с города на Неве с севера, от финских войск и изгнания их из города Выборга. Потом была Ясско-Кишинёвская операция. Победные слова: «Я три державы покорил…», – означают Румыния, Венгрия и Австрия. Из списка личного состава 18 гв. ГАБР узнал, что отец был призван в армию в октябре 1940 г. Его путь по войне до попадания в 18 гв.ГАБР надо было искать по другим фондам Подольского архива.
Нельзя объять необъятного. Попытался разобраться с Будапештской битвой (29 октября 1944 – 13 февраля 1945).
Из «Журнала боевых действий» узнал следующее.
К Будапешту 18 гв. ГАБР БМ подходила через Румынию с юго-востока. 25 декабря 1944 г. бригада была передана в распоряжение командира 7-й гвардейской армии генерала М. С. Шумилова, действовавшей в составе 2-го Украинского фронта.
2-й Украинский фронт (в составе 40 стрелковых, 5 танковых дивизий, 3 кавалерийских корпуса) был под командованием Маршала Советского Союза Р.Я Малиновского. Задача состояла в нанесении фронтального массированного удара в район Будапешта, выведении Венгрии из войны, создании предпосылок для наступления в Австрии и Чехии.
Нашим войскам противостояла немецкая группа армий «Юг» (генерал-полковник Ганс Фриснер) в составе 35 дивизий, в том числе 9 танковых и моторизованных), а также остатки венгерской армии. В распоряжении немецкого командования было в общей сложности 190 тыс. солдат и офицеров, заблаговременно сильно укреплённый большой город и три рубежа обороны, которые упирались своими флангами в Дунай севернее и южнее города.

Удары артиллерии по врагу оборонявшему Будапешт 18 гв. ГАБР БМ наносила с декабря 1944 г.,

а с 13 января 1945 г. по мосту через Дунай и по зданию парламента Венгрии, – в плане артиллерийского наступления он числился под номером 61. Враг упорно сопротивлялся, но силы его иссякли.

Гитлеровское руководство приказало будапештскому гарнизону оборонять город до последнего солдата. Немцы готовились любой ценой удерживать свои позиции.

Здание Венгерского парламента на восточном берегу Дуная – объект №61.
Песня «Враги сожгли родную хату» по своему содержанию грустная, душещипательная: солдат покорил три державы, пришёл домой, а жена Прасковья погибла… «слеза несбывшихся надежд» рифмуется с «медаль за город Будапешт». По сути, песня не про Будапештскую битву, а про любовь, мужскую верность. Но другой песни нет, где бы говорилось-пелось про этот фрагмент великой отечественной войны. Поэт М.Исаковский, конечно не знал содержания битвы, в 1945 г. она не была ещё изучена и описана. «Будапешт» был использован для рифмы с «надежд». А не пора ли написать песню про героизм участников битвы, причём, с той и другой стороны?
Но сначала их надо вспомнить. Нашёл я в «Журнале боевых действий» и фото командира и организатора 18 гв. ГАБР Петра Михайловича Коротеева – «любимца бойцов и командиров», гвардии полковника, подписавшего наградные книжки отца и его соратников.

В фонде архива 18 ГАБР БМ моё внимание привлекли три документа.
Список личного состава, где на странице фамилия отца была указана первой. Из этой записи узнал: откуда он призывался – из рудника Богунай Рыбинского района Красноярского Края. Даже номер дома 22, в Большом переулке. Узнал, что 29.08 1944 г. он был ранен в плечо на вылет и контужен, лечился в госпитале № 2244. Он был назначен химинтруктором 8-й батареи 13.09.1944 г. Член ВКП(б), образование 7 классов, и полковая школа сержантов. За ним в списке значилась Горбунова Екатнрина Максимовна 1925 г.р., телефонистка, Шеворов Георгий Николаевич, шофер, 1912 г.р.; Кравченко Константин Макарович, тракторист, 1910 г.р. Где потомки этих солдат? Знают ли, что имеют медаль за город Будапешт?

В делах о награжденных нашел таки фамилию отца в списке – последняя строка медаль «За отвагу». Другие фамилии рядом: Исламов, Койда, Корнеев. Луценков… Где потомки этих людей бравших Будапешт?

По поводу ордена «С Л А В А 3 С Т Е П Е Н И», узнал из выписки из приказа 5-й Гвардейской Сталинградской дивизии прорыва, что им отец был награждён 9 сентября 1944 г., но не в 18 ГАБР БМ, а в 5-й Гвардейской Сталинградской дивизии прорыва, «За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество». Звание у него было тогда – младший сержант, а должность «Химинструктор дивизиона 1211 Гаубичного артиллерийского полка». Орден вручили на год позже. Сложен путь фронтовика на войне.

Освобождением Будапешта закончился важный этап боевых действий нашей армии. Группа армий «Юг» противника потерпела серьезное поражение. Наши войска на южном участке фронта получили возможность приступить к подготовке и проведению завершающих ударов по врагу в Чехословакии и Австрии.
Медалью «За взятие Будапешта» награждались военнослужащие Армии, Флота и внутренних войск — непосредственные участники героического штурма и взятия Будапешта в период 20 декабря 1944 года — 15 февраля 1945 года.
Медалью «За взятие Будапешта» награждено около 362 000 человек. Помнят ли потомки этих героев о своих предках. А что, если потомков собрать в день 70-летия завершения битвы 13 февраля 2015 г. в конференц-зале? Пусть расскажут о своих отцах, дедах и прадедах. Да, все не войдут в зал, нужен стадион, и не любой из них вместит свыше 300 тысяч благодарных потомков. Есть ли такой в Будапеште? В Москве? В Санкт-Петербурге? Может быть в Киеве? После войны 18 гв. ГАБР БМ была выведена через Румынию (город Сибиу) именно под Киев, в район Белой Церкви.

Иные говорят: «362 тысячи – много». Если не 362 тыс., то хотя бы 362 человека, – потомка, по одному от тысячи фронтовиков-участников. Неплохо, если придёт только 36 в Голубой зал Центрального дома учёных Российской академии наук.
Итак, дата встречи потомков выбита на медали «За взятие Будапешта».

Цель в том, чтобы активизировать память о предках – героях, об истории великой войны: ведь «вам не видать таких сражений». Рассмотреть войну через призму семейной реликвии – «медаль за город Будапешт».
matyuschow@yandex.ru
Валерий Иванович Матюшов

Просмотров: 1676 | Добавил: A15 | Теги: “Медаль за город Будапешт”- семейна | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar