19:27 II Съезд некоммерческих организаций России и Всероссийской конференции «ГОСГРАНТ 2011» | |
19-21 октября 2011 года в Москве состоялся II Съезд некоммерческих организаций России и Всероссийской конференции «ГОСГРАНТ 2011». В нем приняли участие представители органов государственной власти, бизнес-структур, некоммерческих организаций (в том числе представители ОФК) и СМИ. РЕЗОЛЮЦИЯ Государственная политика в области развития некоммерческого сектора России 19-21 октября 2011 года в Москве 628 делегатов – представителей наиболее авторитетных некоммерческих организаций из 73 субъектов РФ приняли участие во Тысячи представителей некоммерческих организаций приняли участие в мероприятиях Съезда в режиме видеоконференции. Трехдневную он-лайн трансляцию обеспечила компания КОМДИ. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ 2. Рассмотреть возможность внесения изменений в Федеральный закон от 04.04.2005 № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации» в части формирования Общественной палаты РФ. Настоящий закон определяет регламент выбора членов Общественной палаты РФ, в котором Президент Российской Федерации утверждает 42 члена Общественной палаты РФ, которые, в свою очередь, выбирают 42 члена Общественной палаты РФ из числа представителей общероссийских общественных объединений и, затем, избираются следующие 42 члена из числа представителей межрегиональных и региональных общественных объединений. Предлагается в будущем предусмотреть механизм, обеспечивающий качественную ротацию членов Общественной палаты РФ, и исключающий возможность дублирования состава Общественной палаты РФ. Также предлагается установить фиксированные сроки пребывания членов в составе Общественной палаты РФ: не более двух созывов подряд, не более четырех за все время. Законодательно закрепить стандарты формирования региональных и местных общественных палат. 3. Разработать и предложить внести субъекту законодательной инициативы проект закона, предусматривающий процедуру проведения обязательной общественной экспертизы рассматриваемых законопроектов в Государственной Думе ФС РФ. В проекте закона предусмотреть, что в случае, если в результате общественной экспертизы законопроекта автор законодательной инициативы не внес рекомендуемые изменения в свой вариант поправки, то при рассмотрении законопроекта Государственной Думой ФС РФ во втором чтении ответственный комитет ГД наряду с таблицей поправок, одобренных комитетом, таблицей поправок, рекомендуемых ответственным комитетом к отклонению, таблицей поправок, по которым не было принято решений, должен будет предоставить таблицу поправок, одобренных общественной экспертизой и таблицу поправок, не одобренных общественной экспертизой. 12. Усовершенствовать в законодательно-правовой системе РФ применение некоммерческими организациями модели «эндаумента» – определенного объема финансовых средств, вкладываемого в некоммерческую организацию на определенных условиях и наполняемого преимущественно за счет благотворительных пожертвований, и необходимого для обеспечения частичной независимости от разовых пожертвований и иных добровольных поступлений, финансовой стабильности посредством получения гарантированного дохода, формирования долговременного источника финансирования определённой некоммерческой деятельности. Разработать нормативное регулирование, выстроить специальную модель бухгалтерского учета, сформулировать требования, которые будут предъявляться к отчетности при такой финансовой модели существования НКО. ЧАСТЬ ВТОРАЯ Федерации». В настоящее время в КоАП РФ не предусмотрена ответственность за причинение ущерба общественным объединениям. 8. Установить единый фиксированный срок необходимой активной работы некоммерческой организации для участия в конкурсах на получение государственной поддержки из средств регионального бюджета в размере одного года с момента государственной регистрации. ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ 6. Подготовить нормативную базу, которая бы легла в основу перевода подачи заявок в электронный вид, а также исключить такие требования грантооператоров, как распечатка полного пакета документов для нескольких (в отдельных случаях до девяти) экспертов. 8. Принять меры на законодательном уровне по сопровождению конкурсов контролем со стороны правоохранительных органов, независимых СМИ и местных властных структур. 9. Ввести на законодательном уровне требование к получателям наиболее крупных (финансово-емких) грантов отчитываться перед НКО-сообществом посредством телевидения, радио, различных онлайн сервисов. Как вариант, предлагается включить отдельным пунктом в договор с таким грантополучателем обязательное освещение результатов его работы в СМИ. 10. Сформировать обязательный перечень СМИ, на которых заблаговременно будет опубликована конкурсная информация. Усилить требования к освещению сроков, критериев и документации конкурсов организациями-грантооператорами. 11. Рассмотреть вопрос об организации грантовой поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций в виде обеспечения руководителя НКО заработной платой в размере одного минимального размера оплаты труда. Получение такой субсидии предлагается сделать возможной на конкурсной основе и только в случае осуществления руководителем организации социально значимой деятельности. 12. Предоставить возможность и разработать регламент внесения НКО, занимающихся социальным предпринимательством, в Реестр субъектов малого и среднего предпринимательства для возможности получения дополнительной поддержки от структур поддержки малого и среднего бизнеса. РЕКОМЕНДАЦИИ СТРУКТУРАМ, ПРОВОДЯЩИМ КОНКУРСЫ ПО ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ НА РЕАЛИЗАЦИЮ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ПРОЕКТОВ (ГРАНТООПЕРАТОРАМ) 2. Рассмотреть вопрос о проведении конкурсов по предоставлению государственной поддержки по федеральным округам, распределив выделенные средства между округами пропорционально количеству некоммерческих организаций и количеству жителей – потенциальных благополучателей (целевая аудитория). 6. Провести комплекс мер по информированию (учебе) грантозаявителей о последних требованиях к оформлению конкурсной документации, грамотному заполнению заявок. Особое внимание участников Конференции привлек тот факт, что документы, подаваемые на конкурс, оформляются ими в большинстве случаев поверхностно, неаккуратно, а, порой, безграмотно, что вызывает постоянные претензии организаторов конкурса и резко снижает вероятность успеха. 7. По возможности перевести подачу заявок в электронный вид, а также полностью исключить такие требования, как распечатка полного пакета документов для большого количества экспертов. Необходимо также определить более удобный с технической точки зрения формат грантовой заявки. 8. Упростить требования к первичным заявкам путем проведения конкурса концепций проектов и проводить конкурс в два этапа. При этом только на втором этапе конкурса авторы отобранных концепций могут предлагать развернутый проект с детализированным бюджетом. Соответственно, это приведет к упрощению как проведения конкурса (для грантооператоров), так и участия в нем (для НКО). 9. Заранее публиковать график проведения семинаров, посвященных участию некоммерческих организаций в конкурсах по предоставлению государственной поддержки на реализацию социально значимых проектов. Предусмотреть проведение таких семинаров не менее одного раза в месяц. Организовать обязательное приглашение для участия в семинарах руководителей некоммерческих организаций, ранее подававших свой проект для получения господдержки. 10. Сообщать грантозаявителям даже короткое содержание экспертизы, при этом фамилии экспертов могут не оглашаться, а, например, быть пронумерованы. Для рассмотрения жалоб грантозаявителей предлагается создать апелляционную комиссию (интересен в этом случае опыт ЮНИСЕФ, Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (Фонда Бортника) и др., когда грантозаявитель может лично защищать свой проект, а жюри открыто высказывает свои замечания, задает вопросы и т.п.). 11. Отменить требование по открытию дополнительных счетов в определенных банках (т.к. это приводит к удвоению работы бухгалтерии). 12. Уделить особое внимание проектам в области межнациональных отношений и толерантности, по популяризации здорового образа жизни и противодействию распространению наркотиков, по помощи лицам с инвалидностью, а также по привлечению граждан к активной жизни в информационном обществе. 13. Негосударственным фондам, осуществляющим поддержку некоммерческих организаций, рассмотреть возможность организации специальных грантов, направленных на повышение квалификации руководителей НКО и получение ими международного опыта в реализации социально значимых проектов. В частности, выделения грантов на зарубежные командировки руководителей некоммерческих организаций и проведение встреч с представителями зарубежных НКО. ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ 3. Проработать вопрос финансовой устойчивости реализуемых социально значимых проектов, в том числе и с применением основных принципов социального предпринимательства. Грантовое финансирование предусматривает поддержку социально значимых проектов только на первых этапах, в результате которых должна быть обеспечена финансовая стабильность проекта за счет других источников. 4. Активно использовать инструменты информационного общества в реализации социально значимых проектов, а также в целях эффективного взаимодействия с государством. Руководителям и сотрудникам НКО рекомендуется фундаментально изучить инструменты электронного правительства (в том числе, портал государственных и муниципальных услуг), так как это позволит гораздо результативнее отстаивать права и свободы граждан, являющихся целевой аудиторией некоммерческой организации. 5. Осваивать «нефинансовые» виды поддержки некоммерческих организаций, предусматривающих безвозмездное предоставление производителями своей продукции, обеспечение фондами, поддерживающими НКО, юридической, консультационной и иной поддержки. Зачастую, такой вид поддержки является более эффективным, чем финансовая. В качестве примера можно привести следующие программы крупных организаций и фондов по поддержке НКО: На Конференции отмечена недостаточная информированность граждан о существовании и деятельности институтов гражданского общества. Также делегаты заметили, что на данный момент наблюдается отсутствие скоординированных действий “по горизонтали” внутри самого некоммерческого сектора. Особое внимание было уделено недостаточному проникновению информационных технологий в некоммерческие структуры. Организация, созданная самими НКО, могла бы быть нацелена на решение вышеописанных проблем, а также вести собственный рейтинг НКО, к которому могли бы обращаться грантооператоры и экспертное сообщество. ЧАСТЬ ПЯТАЯ СФЕРА МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО ПОДДЕРЖКА ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫ СПРАВКА В двух пленарных заседаниях II Съезда некоммерческих организаций России (19 октября 2011 года), двух пленарных заседаниях Всероссийской конференции «ГОСГРАНТ 2011» (20 октября 2011 года), Общественной премии «ГОСГРАНТ» 2011 года (20 октября 2011 года), 13 семинарах и мастер-классах (21 октября 2011 года) приняли участие 628 делегатов из 73 субъектов РФ. Из них: Распределение делегатов по типу получаемой поддержки (грантов): Съезд прошел в Российской государственной библиотеке при поддержке Государственной Думы ФС РФ, ВПП «Единая Россия», Правительства Москвы и Агентства стратегических инициатив. Организаторы – Российское Агентство развития информационного общества «РАРИО» и Общественный совет информационного развития «Росинформразвитие». Генеральный партнер – Фонд региональных социальных программ «Наше Будущее», эксклюзивный партнер – Благотворительный фонд Олега Дерипаски «Вольное дело», партнер секций – компания «Майкрософт», оператор – Группа компаний «Информ Девелопмент». Модератор II Съезда некоммерческих организаций России – председатель Организационного комитета II Съезда некоммерческих организаций России, генеральный директор РАРИО, председатель президиума Общественного совета информационного развития «Росинформразвитие», академик Александр АЙГИСТОВ. В рамках Первого пленарного заседания, посвященного государственной политике в области развития институтов гражданского общества, прозвучали доклады:
| |
|
Всего комментариев: 0 | |